На главную

  ИСТОРИЯ



  ИСТОРИЯ ОБУХОВСКОГО ЗАВОДА — 1920-1930-Е ГОДЫ


Завод в предвоенный период (1920-1930-е годы)

 Революционные события 1917 года перевернули сложившиеся устои и порядок. В феврале 1918 г. начальник завода был отстранен, руководство было поручено Комиссии по Управлению ОСЗ, председателем которой стал А.А.Антонов. Лишь в 1920 г. было введено единоличное управление заводом в лице Управляющего В.Д.Серова. Но деятельность предприятия была прервана из-за отсутствия заказов и нехватки топлива. 22 декабря1917 г. Обуховский завод остановился, а 28 января 1918 г. все рабочие, а их было 12 тысяч — рассчитаны. Подобное положение складывалось и на других  промышленных предприятиях  Петрограда. Гражданская война и иностранная интервенция отрезали город от основных источников сырья и продовольствия. Многие уезжали с семьями в деревни, где было легче прокормиться. Около 200 семей обуховцев совместно с рабочими Семянниковского завода основали на Алтае одну из первых сельскохозяйственных коммун «Первое российское общество землеробов-коммунаров», впоследствии превратившееся в крупные совхозы «Первороссийский» и «Обуховский».

Трактор системы "Холт" в 75 лошадиных сил

Трактор системы «Холт» в 75 лошадиных сил

В 1918 г. обуховцы переживали трудные дни — 2,5 месяца бездействовал завод. Лишь в конце февраля было принято решение об изменении его профиля. Сельскому хозяйству нужны были тракторы, железной дороге подвижной состав. Поэтому правительство поручило Обуховскому заводу наладить производство гусеничных тракторов, ремонт паровозов и товарных вагонов, изготовление рессор, букс, подшипников и других частей подвижного состава. В программу предприятия было включено производство плугов и металлических частей для молотилок.
Для выполнения нового производственного плана вновь было принято около 4 тысяч рабочих, инженеров и техников.
Заказ на тракторы был первым самым крупным заказом нового советского государства на машины. В Историческом архиве Санкт-Петербурга сохранился интересный документ, датированный 16 декабря 1917 г. «Начальнику Обуховского завода. Сим дается Обуховскому заводу заказ изготовить тракторов системы «Холт» двух типов — в 40 и 75 лошадиных сил. Сорокасильных — 500 штук, семидесятипятисильных — 500 штук. Всего 1000 штук». Заводские конструкторы на базе американского трактора «Холт» в 75 л.с., усовершенствовав его конструкцию, создали русский «Холт», который при испытаниях превзошел своего предшественника. Три первых советских гусеничных трактора окончательно были готовы в 1919 г. и отправлены на фронт для перевозки крупных орудий. Закончилась Гражданская война и было решено возродить и оживить Петроградскую промышленность. Обуховцы начали активно восстанавливать завод. В мастерских создавались ударные группы, добившиеся значительного повышения производительности труда.
4 ноября 1922 г. по решению Петросовета Обуховский сталелитейный завод был переименован в Петроградский Государственный Орудийный Оптический и Сталелитейный завод «Большевик», а 70 лет спустя — в 1992 г.— ему вернули историческое имя — «Государственный Обуховский завод».

 В 1921 г. на заводе возродили сталелитейное производство, введя в строй 5000тн мартеновскую печь — после революции 1-ю на заводе и 2-ю в Петрограде. Возобновилось тракторостроение. На сельскохозяйственной выставке в 1920 г. трактор Обуховского завода получил диплом 1 степени, который хранится в музее предприятия. Завод продолжал развивать производство тракторов, совершенствуя старые и создавая новые конструкции. Трактора с его маркой работали на полях «Сахаротреста», в сельскохозяйственных коммунах и государственных хозяйствах, на осушении болот, добыче торфа, на строительстве Волховстроя. Начиная с 1922 года, завод достиг выпуска несколько сот тракторов в год. «Большевик» проложил дорогу массовому тракторостроению в стране. Выпуск тракторов был прекращен в 1928 году (хотя запчасти выпускались заводом до конца 1990-х годов), к этому времени в стране уже работало несколько тракторных заводов.
В 1922 г. завод получил государственный заказ: создать и запустить в серийное производство авиационный мотор. До этого времени их покупали за границей. Первый отечественный авиамотор был сделан к 7 ноября 1923 г. 10 июня 1925 г. два самолета с двигателями, изготовленными на заводе, успешно совершили перелет по маршруту Москва-Пекин-Токио. В честь рабочих и служащих завода, одному из самолетов было присвоено имя «Ленинградский Большевик».

Авиамотор М-5, 400 л.с. на праздничной демонстрации 7 ноября 1923г.

Авиамотор М-5, 400 л.с. на праздничной демонстрации 7 ноября 1923г.

В 1929-1937 гг. завод принимает участие в строительстве Магнитогорского, Кузнецкого комбинатов и ряда других металлургических строек страны. Поставляет тюбинги, эскалаторы и проходческие щиты для Московского метрополитена. В 1935г. изготавливает эмблемы «Серп и Молот» с вкраплением самоцветных камней для первых Звезд Кремля, а затем в 1937 г.— каркасы из высококачественной стали для рубиновых Кремлевских Звезд. В стране быстрыми темпами развивался ж.д. транспорт, для которого завод освоил и досрочно выполнил 1000 комплектов автосцепок. Предприятие успешно справлялось со многими заказами. Для Волховской гидроэлектростанции были изготовлены поковки коленчатых валов. Оптическая мастерская собирала водомеры, бинокли и оптико-механические приборы. В 1930 г. оптический отдел выделился в самостоятельное предприятие — ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод), вошедшее в 1963 г. в состав производственного объединения ЛОМО.

На базе тракторных мастерских в 1927 г. на заводе начали выпуск первых отечественных серийных танков МС-1 (Т-18). В 1932 г. это производство выделилось в еще одно самостоятельное предприятие — танковый завод им.К.Е.Ворошилова (ныне ОАО «Звезда»).
Конструкторское бюро завода спроектировало несколько десятков артиллерийских систем крупного калибра, которые под индексом «Б» (по наименованию завода «Большевик») выпускались крупными сериями и сыграли большую роль в обороне Ленинграда и победе в Великой Отечественной войне. Кроме того, завод выпускал и специальную сортовую сталь. Осенью 1928 г. на предприятии была организована первая ударная молодежная бригада под руководством токаря Константина Воробья и к 1930 г. все молодые рабочие объединились в ударные бригады. Первый всесоюзный Слет ударников, проходивший в Москве в 1929 г., выдвинул лозунг «От ударных бригад к ударным цехам и заводам!». Это соревнование вылилось в массовое движение за повышение производительности труда и досрочное выполнение пятилетних планов. В феврале 1930 г. заводу было присвоено звание ударного  завода.

Танк МС-1 (Т-18) 1928 год

Танк МС-1 (Т-18) 1928 год

Улучшается быт работников предприятия. Организуется рабочее жилищно-строительное товарищество «Володарский металлист». В июне 1927 г. началось строительство Дома культуры для работников завода, торжественное открытие которого состоялось в 1929 г. Авторами проекта были известные архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх.

Завод рос, перестраивался, обновлялось оборудование. Больших успехов коллектив достиг в период работы директором завода Д.Ф.Устинова (1938-1941 гг.), впоследствии министра обороны СССР.

За успешное выполнение первых пятилеток, развитие отечественного машиностроения в 1939 г. завод награжден орденом Ленина.

г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Рыбацкое, пр.Обуховской Обороны, д.120, стр.19, помещ. 1-Н №708, Тел: (812) 363-93-40 Все права защищены © Акционерное общество «Северо-Западный региональный центр концерна ВКО "Алмаз-Антей" - Обуховский завод».