Акционерное общество
«Северо-Западный региональный центр
Концерна ВКО «Алмаз-Антей» - Обуховский завод»
Орден Ленина, 1983 год
Орден Ленина, 1939 год.
Орден Октябрьской Революции, 1971 год.
Орден Красного знамени, 1945 год.
Орден Трудового Красного Знамени, 1963 год.
Орден Трудового Красного Знамени, 1976 год.
почётный знак РФ "За успехи в труде", 2022 год.
Акционерное общество
«Северо-Западный региональный центр
Концерна ВКО
«Алмаз-Антей» - Обуховский завод»



  «НУ, ПОЕХАЛИ!»


ХХ век оставил в истории человечества несколько величайших событий. Одно из них, приведшее в восторг весь цивилизованный мир, произошло в Казахстане, в 33 км севернее заурядной железнодорожной станции Тюра-Там Кзыл-Ординской области. 12 апреля 1961 года с наземной пусковой установки №1(НПУ-1) Научно-исследовательского испытательного полигона №5 Министерства обороны СССР стартовала трехступенчатая ракета, которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным. Совершив один оборот вокруг нашей планеты, он благополучно приземлился. Феноменальность этого события состояла в том, что произошло оно всего через 16 лет после окончания самой опустошительной войны, всего через 3,5 года после запуска первого искусственного спутника Земли.

 

8 часов до пуска

На всех наземных и корабельных измерительных пунктах началась синхронизация местных шкал времени системы единого времени со всемирной. Синхронизация продолжалась почти до самого запуска пилотируемого космического корабля «Восток».

6 часов до пуска

Около НПУ-1 были построены боевые расчеты пуска. Руководитель ОКБ-1 С.П.Королев напомнил им об особой ответственности каждого за четкое выполнение графика подготовки ракеты и корабля к пуску. Из динамиков системы громкоговорящей связи раздался голос руководителя пуска от полигона («стреляющего») А.С.Кириллова: «Всем службам полигона объявляется 6-часовая готовность. Приступить к подготовке ракеты и корабля «Восток» к пуску». Началась заправка ракеты компонентами топлива, она постепенно одевалась в снежную «шубу», ракету окутали белые облака конденсата.

3,5 часа до пуска

Начальник Центра подготовки космонавтов Е.А.Карпов разбудил Ю.А.Гагарина и Г.С.Титова. Они сделали физзарядку, позавтракали из тубов космической пищей (паштет и соки) и пешком пришли в монтажно-испытательный корпус (МИК-2), где Ю.А.Гагарин начал предполетную подготовку: приклеивание к телу датчиков, надевание скафандра и т. д.

3 часа до пуска

Помощник Главнокомандующего ВВС по космосу Н.П.Каманин и ведущий конструктор ОКБ-1 О.Г.Ивановский на лифте поднялись к спускаемому аппарату и проверили шифр логического замка, исключающий случайное включение космонавтом тормозной двигательной установки. Вслед за ними к спускаемому аппарату поднялись медики и заложили в него 10-суточный запас космического питания. В случае отказа тормозной двигательной установки спускаемый аппарат с космонавтом мог через 10 суток возвратиться на Землю за счет естественного торможения в верхних слоях атмосферы.

2 часа до пуска

Закончилась заправка ракеты 8К72К компонентами топлива (керосин и жидкий кислород), и тепловоз увез от НПУ-1 опустевшие цистерны. В это время на дороге, ведущей от МИК-2 к НПУ-1, появился бело-голубой автобус. Он подъехал к НПУ-1, остановился, и из него, поддерживаемый начальником Центра подготовки космонавтов Е.А.Карповым, вышел Ю.А.Гагарин, одетый в ярко-оранжевый скафандр. Стоит отметить, что еще до начала полета старшему лейтенанту Ю.А.Гагарину было присвоено внеочередное воинское звание майора. Он подошел к членам Госкомиссии и доложил ее Председателю К.Н.Рудневу о готовности к полету. К.Н.Руднев, С.П.Королев и Главком РВСН К.С.Москаленко поочередно обняли Ю.А.Гагарина, расцеловали и пожелали счастливого полета. После этого Ю.А.Гагарин в сопровождении О.Г.Ивановского на лифте преодолел 40 метров, поднялся к спускаемому аппарату, где их ждали члены боевого расчета, которые помогли Гагарину забросить ноги в люк и лечь в кресло. Они попрощались с ним и пожелали успешного полета. После этого Гагарин начал проверку скафандра, средств радиосвязи, исходного положения систем, давления, температуры, влажности и т. д. Все проверки сопровождались непрерывными радиопереговорами Ю.А.Гагарина с С.П.Королевым, Н.П.Каманиным и с кандидатом в  космонавты П.Р.Поповичем. Переговоры велись с временного радиопереговорного пункта, организованного около НПУ-1. Посадка Ю.А.Гагарина в пилотируемый космический корабль транслировалась по космической телевизионной системе «Ястреб» на научный измерительный пункт и в бункер пл.1.

В это же время на всех наземных и корабельных измерительных пунктах началась автономная и комплексная проверка измерительных средств и их подготовка к сеансу измерений и связи с космонавтом.

1 час 26 минут до пуска

На пилотируемом космическом корабле «Восток» начали закрывать люк спускаемого аппарата, и тут вдруг выяснилось, что не сработал один из 3 сигнализаторов, свидетельствующих о герметичности люка: видимо, Ю.А.Гагарин при посадке в спускаемый аппарат космического корабля задел его контакты. Для устранения этой неисправности пришлось лихорадочно отворачивать 32 гайки с замков, снимать крышку люка, подгибать контакты сигнализаторов, вновь закрывать и крепить крышку люка. На этот раз все сигнализаторы сработали. На эту незапланированную работу ушло 30 минут.

50 минут до пуска

Опустили стрелу железнодорожного установщика.

30 минут до пуска

Проверили герметичность ракеты и спускаемого аппарата. В спускаемом аппарате включили телевизионную установку. На экранах телевизионных станций в бункере пл.1 и на НИП-1 появилось телевизионное изображение Ю.А.Гагарина. Ему дистанционно (с помощью оперативной телеметрии) замерили пульс (64) и частоту дыхания (24). От НПУ-1 отвели железнодорожный установщик.

20 минут до пуска

Радиопереговорный пункт от НПУ-1 перенесли в бункер, расположенный в 200-х метрах от НПУ-1. От ракеты отвели фермы обслуживания.

15 минут до пуска

Ю.А.Гагарин надел перчатки и чуть позже опустил щиток гермошлема.

10 минут до пуска

На ракете и пилотируемом космическом корабле «Восток» включили бортовые средства траекторных и телеметрических измерений. Сигналы с них приняли станции НИП-1 и начали сеанс измерений. Технологические данные бортовых средств измерений переданы на все измерительные пункты. С 2 телеметрических станций «Трал» НИП-1 начался телеметрический репортаж, который вели заместитель начальника телеметрического отдела службы измерений полигона В.Б.Краскин (для всех по громкоговорящей связи) и начальник телеметрического отдела ОКБ-1 В.В.Воршев (персонально для С.П.Королева по телефону в бункер).

5 минут до пуска

Ю.А.Гагарин занял исходное положение, ему вновь замерили пульс и частоту дыхания.

1 минута до пуска

Находясь в бункере у перископа, «стреляющий» А.С.Кириллов выдал оператору центрального пульта управления заключительные команды: «Ключ на старт. Протяжка-1. Ключ на дренаж. Протяжка-2. Пуск». По этой команде запустились двигатели 1-й и 2-й ступеней ракеты и набрали полную мощность. Ракета оторвалась от НПУ-1 и освободилась от ферм, сформировалась команда «Контакт подъема» («Старт»).

Пуск

Это историческое событие произошло в 9 часов 06 минут 59 секунд 600 миллисекунд (в 9 часов 07 минут). Ракета устремилась ввысь. В этот момент Ю.А. Гагарин произнес свое знаменитое «Ну, поехали!» и начал радиорепортаж из пилотируемого космического корабля «Восток» о ходе полета: «Шум в кабине слабо слышен. Все происходит нормально ,самочувствие хорошее».

Эпилог

После полета Ю.А.Гагарина пилотируемая космонавтика и ее инфраструктура стали бурно развиваться. В этой многоплановой работе активное участие принял и Обуховский завод. Он был назначен головным по изготовлению, монтажу и сдаче в эксплуатацию высокоэффективных стационарных и мобильных антенн различного назначения с диаметром зеркал от 3 до 32 метров. Обуховские антенны до настоящего времени принимают телеметрическую и телевизионную информацию с пилотируемых космических кораблей, работают в составе многофункциональных командно-измерительных станций, обеспечивают надежную радиосвязь с космонавтами. Кроме антенн завод изготавливал специальные стенды для наземной отработки пилотируемых космических кораблей «Восход» и «Союз». Этими стендами были оснащены заводы-изготовители систем этих кораблей и космодром Байконур. После Ю.А.Гагарина в космосе побывали сотни человек, но никто и никогда не сделает того, что сделал он, − он был первым!