Почти весь июль в образовательном центре «Сириус» проходила IX научно-технологическая проектная образовательная программа «Большие вызовы». И уже четвертый раз подряд партнером по направлению «Космические технологии» выступил Концерн ВКО «Алмаз – Антей», в том числе сотрудники Обуховского завода.
Поработать над актуальными техническими проектами от крупнейших компаний страны собралось 436 школьников из 71 региона России. Специалисты Концерна предложили амбициозный инженерный проект на тему «Формирование облика системы воздушного старта ракет-носителей с аэростатической стратосферной платформы». Перед старшеклассниками поставили задачу обосновать техническую реализуемость воздушного старта ракет-носителей из стратосферы с платформы, расположенной на аэростатах. У такого способа старта есть ряд преимуществ, которые обсуждаются в специализированной технической литературе, но аналоги подобных систем пока что существуют лишь для ракет легкого класса. При этом Федеральная космическая программа России включает в себя развертывание работ, связанных с освоением Луны, а также рядом миссий по исследованию Марса, Венеры, Меркурия и Солнца. Поскольку все перечисленное потребует большого числа дорогостоящих космических пусков, а также создания соответствующей инфраструктуры, то особую актуальность приобретают альтернативные концепции старта, к числу которых относится и стратосферная платформа.
План проекта и программу работы со школьниками в Сириусе разработали сотрудники Обуховского завода, кандидаты технических наук Дмитрий Константинович Щеглов и Дмитрий Александрович Федоров. От ребят потребовалось решение полного комплекса инженерно-технических задач, позволяющих в финале получить результат, уровень которого не уступает дипломным проектам выпускников ведущих технических вузов страны.
Концепция использования аэростатической стратосферной платформы формировалась общим «мозговым штурмом», после чего основная работа шла одновременно по нескольким взаимосвязанным направлениям, предполагающим гибкую и скоординированную работу в команде. Пятеро участников проекта выбрали для себя роли. Инженер-конструктор продумал общую конструкцию аэростатической стратосферной платформы, сформировал ее облик и создал подробную 3D-модель. Инженер-расчетчик провел расчеты динамики полета ракеты, траектории и высоту орбиты, а также проверил прочность самой платформы, что она выдержит планируемые нагрузки. Инженер-технолог продумал особенности процесса изготовления конструкции, подобрал лучшие материалы, оптимальные технические решения и самое эффективное оборудование, а также нарисовал схемы функционирования и описал процессы изготовления отдельных элементов. Инженер-экономист вник во все особенности процессов производства и эксплуатации, определил основные экономические показатели для каждого этапа и сумел обосновать экономическую эффективность проекта. Последний участник стал инженером по эксплуатации. Он продумал облик системы обслуживания аэростатической платформы, процесс ее эксплуатации, а также сформировал технические задания на разработку элементов комплекса сторонними исполнителями.
Ребятам было нелегко, но они прошли серьезный отбор, чтобы попасть на проектную смену и получить бесценный опыт настоящей инженерной работы. Каждый уже участвовал в других подобных мероприятиях, однако знаний школьникам все равно не доставало. Прямо на ходу приходилось изучать новые разделы физики, математики, программирования, осваивать инженерное программное обеспечение.
Работа шла практически без перерывов: днем никто не хотел прерываться на обед, а вечером – покидать учебную аудиторию. В итоге ребята блестяще защитили свой проект, дали несколько интервью и презентовали результат на фестивале проектов.